Средняя школа № 1 г.о. Звенигород
Средняя школа № 1 г.о. Звенигород Средняя школа № 1 г.о. Звенигород




Все расписания







СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА


Чем можно помочь первокласснику?

Прежде всего следует учитывать, что детский организм развивается постепенно, и в начале школьной жизни не все мозговые структуры ребенка достаточно развиты. Это и создает многочисленные трудности в обучении. В частности, доказано, что лобные области, а именно они играют важную роль в усвоении информации, произвольной деятельности и произвольном внимании, достигают своего полного развития только к 22-23 годам.
Исследованиями установлено, что в 7-8 лет ребенку очень трудно организовывать движения руки так, чтобы буквы получались одной высоты и одинаковой ширины. Так что надо иметь в виду, что недостатки правописания объясняются не ленью и неусидчивостью, а функциональной незрелостью лобных мозговых структур, которые находятся в стадии созревания, однако его темпы у одних детей выше, у других – ниже. Вот почему кто-то легко справляется с предлагаемыми заданиями, а кто-то испытывает затруднения. Любые репрессивные действия по отношении к неуспевающим только усугубляют их состояние.
Незрелость определенных мозговых структур создает иногда целый комплекс школьных проблем, связанных не только с учебным процессом, но и с отношениями со сверстниками и учителями. Чем можно помочь? Прежде всего надо обладать достаточно большим запасом терпения и воздерживаться от мгновенной негативной реакции на даже иногда вызывающее поведение первоклассника. Следует учитывать, что по мере взросления и созревания мозговых структур внимание нормализуется и проявления отклоняющегося поведения исчезнут. Кроме того, такие дети не могут долго выполнять задания, и им необходимо предоставить возможность отдыха, свести к минимуму все отвлекающие факторы. Большой ошибкой является требования к ученикам запомнить правила, формулировки, которые они не понимают. Как уже было сказано о возрастных особенностях физиологических структур, отвечающих за восприятие информации, такой подход не отвечает функциональным особенностям ребенка.
Специалисты отмечают, что начальный этап школьной жизни, когда происходит адаптация детского организма к новым для него условиям, требует «больших затрат». Адаптация к школе – длительный процесс, зависящий от многих факторов. Его можно разделить на несколько этапов. Первый – его можно назвать «физиологической бурей» – когда на первоклассника обваливается целый комплекс новых воздействий, и соответственно организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем.
Второй этап, когда организм ребенка начинает частично приспосабливаться и его энергетические затраты на адаптацию снижаются. Третий этап – устойчивое приспособление к новым условиям.
Длительность каждого периода составляет 5-6 недель, и относительного устойчивого состояния первоклассник достигает не раньше чем к середине октября. Наиболее тяжелы первые четыре недели, именно они и отличаются интенсивной работой сердечно-сосудистой, эндокринной и нервной систем, что, несомненно, сказывается на работоспособности.
Обычные виды деятельности становятся серьезным испытанием для всех физиологических систем ребенка. Исследования показывают: при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, при ответе у доски и контрольных работах пульс учащается на 15-30 ударов, повышается артериальное давление и даже изменяются биохимические показатели крови. Интенсивность изменений, происходящих в это время в детском организме, можно сравнить с ситуацией воздействия экстремальных условий на взрослого человека.
К сожалению, не всегда принимаются во внимание все эти обстоятельства и форсируют и без того значительную нагрузку, еще больше усугубляя и без того тяжелое положение. Нельзя забывать, что любая нагрузка – будь то длительное пребывание в вынужденной сидячей позе или общение в новом коллективе – вызывает напряжение организма. Чем выше нагрузка, тем больше расходуется ресурсов, а они не беспредельны. Поэтому любое переутомление может привести к нарушению здоровья.
Когда же можно говорить о благополучной адаптации первоклассника? Критерии таковы: улучшение работоспособности на протяжении первых месяцев обучения, отсутствие неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и хорошее усвоение программного материала. И еще – адекватное поведение, установление контакта с одноклассниками и учителем. А признаки неблагополучия — это чрезмерное возбуждение, агрессивность или, наоборот, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. Может нарушиться сон и снизиться аппетит.
Существует определенная категория детей, которые особенно тяжело переносят адаптацию. Это, как правило, дети с неблагоприятным периодом новорожденности, часто простужающиеся, имеющие различные хронические заболевания, страдающие расстройствами нервно-психической сферы, а также дети с недостаточным развитием определенных мозговых структур.

Советы родителям первоклассника

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей. что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Одна внимательная мама обратила внимание, что дочь в своих рассказах о школе избегает говорить о других детях и играх на переменах, притом что об уроках и учителях дочка рассказывала «взахлеб». Разговор с учительницей серьезно помог. Оказалось, что три четверти детей вместе ходили в детский сад и привыкли друг к другу, не очень охотно включая в игры других, незнакомых детей. Помогла очень простая вещь – учительница устроила «вечер знакомств», на котором все дети перемешались, делали маленькие доклады о своих одноклассниках и играли в общие игры. Уже через неделю «новенькие» дети полностью влились в коллектив.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы скорее всего услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая... Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой – простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.
Не стоит впадать и в другую крайность. Семилетней девочке важно быть красивой не меньше, чем ее маме. Мальчик может по-настоящему страдать, сравнивая себя с другими, если он не в лучшую сторону будет отличаться от всех ребятишек. Даже если вы не можете часто покупать вашему ребенку новую одежду, в ваших силах позаботиться об аккуратном виде детских нарядов. Пусть «бывалый» джемпер старшего брата прохудился на видном месте. Нашейте на дырку яркий лоскут ткани, модный кармашек – и вашему сыну этот джемпер понравится. Пусть неновая юбочка будет укорочена так, как нравится вашей дочке. Пусть хвостики будут модными, а резиночки для волос – яркими. На вашего чистенького, аккуратного, ухоженного ребенка, одетого в симпатичную и удобную одежду, будет приятно смотреть. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка. Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.
Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Мы же сами не хотели бы, чтобы после прихода с работы нас тут же вынуждали возвращаться к производственным проблемам. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились среди отличников?
Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Называя ребенка «троечником», мы словно приковываем его цепями к маленьким цифрам в его дневнике. Называя «отличником» – сводим целую Вселенную под названием «Человек» до одного-единственного достоинства. Хвалите ребенка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Взрослые, все без исключения, всегда в душе безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друзей и партнеров родителей ваших благополучных учеников множество друзей и союзников.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как помочь своим детям в выполнении домашних заданий
О вреде наркотиков
(беседа социального педагога Е.И.Вихоревой)
Классный час на тему «Что такое сквернословие?»
(разработка Е.И.Вихоревой)
Классный час «Что такое толерантность?»
(разработка Е.И.Вихоревой)
Классный час на тему «Кто курит табак – тот сам себе враг»
(разработка Е.И.Вихоревой)




Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.о. Звенигород

Сайт управляется системой uCoz